?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эффект Люцифера

Это книжка такая. Расскажет, почему ваш милый и дружелюбный сосед всадит вам нож в живот или запрет в газовой камере, коли это будет одобрено Системой.

А если без нагнетания – очень полезная литература. Психолог Фил Зимбардо на примере Стенфордского эксперимента (который провел сам) и многих других опытов показал, насколько люди послушны, конформны и не могут противостоять давлению авторитетов. Вы все еще думаете, что зверства нацистов – плоды их садистских натур? Тогда мы идем к вам.

Советую прочитать всю книгу, а здесь размещу интересный кусок про банальное зло.


В 1963 г. социальный философ Ханна Арендт написала книгу, ставшую классикой нашего времени: «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». В ней Арендт подробно описывает судебный процесс над военным преступником Адольфом Эйхманом, убежденным нацистом, который лично отдавал приказы об уничтожении миллионов евреев. Эйхман оправдывал свои действия точно так же, как и другие нацистские лидеры: «Я просто выполнял приказы». Как пишет Арендт, «[Эйхман] был полностью уверен в том, что не является innerer schwainenhund, т. е. грязным ублюдком по натуре; что же касается совести, то он прекрасно помнил, что он поступал бы вопреки своей совести как раз в тех случаях, если бы не выполнял того, что ему было приказано выполнять — с максимальным усердием отправлять миллионы мужчин, женщин и детей на смерть».

Однако самое поразительное свидетельство Арендт о суде над Эйхманом — то, что он казался совершенно обычным человеком:
«Полдюжины психиатров признали его „нормальным“. „Во всяком случае, куда более нормальным, чем был я после того, как с ним побеседовал!“ — воскликнул один из них, а другой нашел, что его психологический склад в целом, его отношение к жене и детям, матери и отцу, братьям, сестрам, друзьям „не просто нормально: хорошо бы все так к ним относились“».

Размышления о судебном процессе над Эйхманом привели Арендт к ее знаменитому выводу:
«Проблема с Эйхманом заключалась именно в том, что таких, как он, было много, и многие не были ни извращенцами, ни садистами — они были и есть ужасно и ужасающе нормальными. С точки зрения наших юридических институтов и наших норм юридической морали эта нормальность была более страшной, чем все зверства вместе взятые, поскольку она подразумевала… что этот новый тип преступника, являющегося в действительности „врагом человечества“, совершает свои преступления при таких обстоятельствах, что он практически не может знать или чувствовать, что поступает неправильно… Словно в последние минуты он [Эйхман] подводил итог урокам, которые были преподаны нам в ходе долгого курса человеческой злобы, — урокам страшной, бросающей вызов словам и мыслям банальности зла».



Мучители и палачи: патологические личности или ситуационный императив?
Нет сомнений, что систематические пытки, которым одни люди подвергают других, являются выражением одной из самых темных сторон человеческой природы. Конечно, рассуждали мы с коллегами, среди мучителей, годами, изо дня в день творивших грязные дела, иногда можно обнаружить предрасположенность к злу. Именно это мы обнаружили в Бразилии — здесь пытки «подрывных элементов» и «врагов государства» были обычной практикой в течение многих лет. Этим грязным делом с санкции правительства обычно занимались полицейские.
Мы начали с тех, кто пытал, стараясь, во-первых, заглянуть в их души, а во-вторых, разобраться со сформировавшими их обстоятельствами. Затем мы раскинули свои аналитические сети еще шире и захватили их товарищей по оружию, которые выбрали сами или по приказанию начальства другую палаческую работу: членов батальонов смерти. У полицейских и у солдат батальонов смерти был «общий враг»: мужчины, женщины и дети, которые хотя и жили в той же стране и даже могли быть их соседями, но, по мнению Системы, угрожали национальной безопасности — например, были социалистами и коммунистами. Некоторых нужно было убить сразу; других, которые могли обладать секретной информацией, нужно было сначала заставить выдать ее под пытками, а затем уже убить.

Выполняя это задание, мучители могли отчасти положиться на продукты «злого гения», материализованные в виде орудий и методов пыток, которые совершенствовались столетиями, начиная со времен инквизиции, а затем правительствами разных стран. Однако в обращении с особыми врагами нужна была некоторая доля импровизации, чтобы ломать их волю с наименьшими усилиями. Некоторые жертвы уверяли в своей невиновности, отказывались признавать свою вину или были настолько упрямы, что их не пугали даже самые жестокие пытки. Мучители не сразу приобретали сноровку в своем ремесле. Для этого им требовались время и понимание человеческих слабостей. Задача батальонов смерти была, наоборот, проста и понятна. В капюшонах, скрывающих лица, с оружием в руках и при поддержке группы, они могли выполнять свой гражданский долг стремительно и безлично: «просто бизнес, ничего личного». Но для заплечных дел мастера его работа никогда не была просто бизнесом. Пытки всегда связаны с личными отношениями; мучителю важно понять, какие пытки нужно использовать, какой должна быть их интенсивность применительно к конкретному человеку и определенному моменту. Не те или недостаточно сильные пытки — и признания не будет. Слишком сильное давление — и жертва умрет, не успев признаться. И в том и в другом случае мучитель не добьется своей цели и навлечет на себя гнев начальства. Способность определять правильные виды и степень пыток, дающие нужную информацию, приносила солидное вознаграждение и поощрение начальства.

Что за люди могут заниматься такими делами? Вероятно, они должны быть садистами и законченными социопатами, чтобы рвать на части плоть своих собратьев, изо дня в день, в течение многих лет? Может быть, эти «работники ножа и топора» относятся к другой породе, чем все остальное человечество? Может быть, это просто плохие семена, из которых выросли плохие плоды? Или это совершенно нормальные люди, которых запрограммировали совершать все эти прискорбные действия с помощью каких-то известных и несложных программ обучения? Можно ли определить ряд внешних условий, ситуационных переменных, которые превращают людей в мучителей и убийц? Если причина их злодеяний — не внутренние дефекты, а некие внешние силы — политические, экономические, социальные, исторические и эмпирические, методы обучения в школах полиции, то можно было бы сделать некоторые общие выводы, не зависящие от конкретной культуры и окружения, и обнаружить некоторые принципы, связанные с такой прискорбной трансформацией человеческой личности.

Бразильский социолог и эксперт Марта Хаггинс, греческий психолог и эксперт по пыткам Мика Харитос-Фатурос и я взяли глубинные интервью у нескольких десятков бывших полицейских, принимавших личное участие в пытках в разных городах Бразилии. (Обзор методов и подробное описание результатов этого исследования см. здесь.) Ранее Мика провела подобное исследование личностных особенностей военных, применявших пытки во время правления военной хунты в Греции, и наши результаты во многом совпали с выводами ее исследования. Мы обнаружили, что садистов отбирают из учебной группы инструкторы, которые ищут тех, кто неуправляем, получает удовольствие, причиняя боль другим, поэтому легко забывает о цели, ради которой нужно получить признание. Однако на основании всех собранных нами данных мы пришли к выводу, что и мучители-полицейские, и палачи из батальонов смерти чаще всего были совершенно обычными людьми и не имели никаких отклонений от нормы, по крайней мере до того, как стали играть свою новую роль. При этом они не проявляли никаких деструктивных склонностей или патологий в течение долгих лет после выполнения «миссии смерти».

Трансформации их личности целиком и полностью объяснимы воздействием множества ситуационных и системных факторов, например обучения, которое они прошли перед тем как войти в эту роль, духом товарищества в группе; принятия идеологии национальной безопасности; навязанной веры в то, что социалисты и коммунисты — враги государства. Другие ситуационные факторы, способствующие новому стилю поведения, — возможность чувствовать себя избранными, выше и лучше других людей, награды и почести за выполнение особого задания, его секретность — о происходящем знают только товарищи по оружию; и, наконец, постоянное давление начальства, которое требует результатов, несмотря на усталость или личные проблемы.



Posts from This Journal by “книги” Tag

  • "Глаза голубой собаки"

    Я написала это повсюду. Ведь это мой самый любимый рассказ у Маркеса. Помню, как впервые прочла его в сборнике, впоследствии рассыпавшемся на…

  • Книги на необитаемом острове

    Это классический вопрос, но, возможно, тем легче на него ответить. Какие художественные книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров?…

  • Непослушное дитя биосферы

    Книжка такая есть, и я ее почти дочитала. Сводится к простой мысли: "Человек произошел от обезьяны, и рефлексы у него обезьяньи". Иерархия, любовное…

Comments

( 115 comments — Leave a comment )
margo_engelin
Jun. 2nd, 2016 05:46 am (UTC)
Бедняжки злодеи...
Сразу так их стало жалко...

Да, мы всегда догадывались, что они ни в чём не виноваты!!!!
no1u1w1w6c
Jun. 2nd, 2016 05:50 am (UTC)
не виноваты. точнее, виноваты только в том, что люди.

та же вторая мировая была затеяна всем миром. а собак потом повесили на того, кто проиграл. причём вешали точно те, кто и затеял. отличный расклад, чо уж там. но виноваты, конечно, национал‐социалисты и гитлер: разве может быть иначе, ведь все это знают!
(no subject) - margo_engelin - Jun. 2nd, 2016 06:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 06:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - margo_engelin - Jun. 2nd, 2016 06:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 06:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - severock - Jun. 2nd, 2016 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 07:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - severock - Jun. 2nd, 2016 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 07:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 07:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - severock - Jun. 2nd, 2016 08:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 07:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 07:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 08:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 3rd, 2016 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 3rd, 2016 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 3rd, 2016 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 3rd, 2016 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirill_morgasov - Jun. 2nd, 2016 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirill_morgasov - Jun. 2nd, 2016 09:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 09:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirill_morgasov - Jun. 2nd, 2016 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 3rd, 2016 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 3rd, 2016 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 3rd, 2016 09:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 3rd, 2016 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 07:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - margo_engelin - Jun. 2nd, 2016 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - margo_engelin - Jun. 2nd, 2016 02:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - margo_engelin - Jun. 2nd, 2016 10:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 3rd, 2016 06:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - margo_engelin - Jun. 3rd, 2016 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 3rd, 2016 07:51 am (UTC) - Expand
no1u1w1w6c
Jun. 2nd, 2016 05:48 am (UTC)
ну дык если человека с детства учить моральке — вырастет буратина. в большинстве случаев в принципе не способная задаться простым вопросом: «а мне‐то оно нафига?»
alissonya
Jun. 2nd, 2016 07:35 am (UTC)
Если в детстве учить "моральке", возможно во взрослом возрасте человек подумает, что не как-то это не хорошо - взять и убить 1000 женщин с детьми. А не побежит всех расстреливать с криками ура.

Но лучше учить не только морали, но и умению думать.
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 09:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 09:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 09:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 09:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - no1u1w1w6c - Jun. 2nd, 2016 09:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 07:39 am (UTC) - Expand
modus_cogitandi
Jun. 2nd, 2016 07:02 am (UTC)
> эксперт по пыткам... взяли глубинные интервью у нескольких десятков бывших полицейских

Не совсем понял этот эвфемизм ))

Edited at 2016-06-02 07:04 am (UTC)
alissonya
Jun. 2nd, 2016 07:38 am (UTC)
Эксперт по пыткам - скорее всего, психолог, который изучает пытки ) Судя по составу этой группы.
Глубинные интервью - я лично не знаю, но яндекс выдал вариант "неформальная личная беседа, которая заранее спланирована".
(no subject) - modus_cogitandi - Jun. 2nd, 2016 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 07:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - modus_cogitandi - Jun. 2nd, 2016 07:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - modus_cogitandi - Jun. 2nd, 2016 08:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:30 am (UTC) - Expand
berenikka
Jun. 2nd, 2016 07:15 am (UTC)
Сразу вспоминается замечательный немецкий фильм Эксперимент. Там тоже, если бы выбрали других людей в охранников, события развивались бы абсолютно так же. А главный герой, такой чистый и несгибаемый в роли заключенного, наверно был бы самым рьяным и жестоким, если бы ему выпала другая роль
alissonya
Jun. 2nd, 2016 07:33 am (UTC)
"Эксперимент" снят по Стенфордскому опыту как раз. Но, судя по описанию в книге, там много переврали и дофантазировали. Есть документальный фильм на эту тему.
(no subject) - berenikka - Jun. 2nd, 2016 07:43 am (UTC) - Expand
romanetto
Jun. 2nd, 2016 07:39 am (UTC)
Книжку читать неохота, про эксперимент в тюрьме давно уже читала, интересно было) А про внешние силы прикольно - ну да, если нет внутреннего понятия, что для тебя добро и зло, то быстренько попадешь под влияние внешней силы, непреодолимой ))
alissonya
Jun. 2nd, 2016 07:46 am (UTC)
Там еще много похожих экспериментов было. Ну вот хз насчет достаточно ли только внутреннего понятия о добре и зле. Потому что многие не участвовали сами в каких-то зверствах, но пассивно наблюдали - не могли противостоять. Даже в Стенфордской тюрьме: был охранник, которому было не по себе и не нравилось происходящее, но он ни разу не протестовал против поведения "коллег".
(no subject) - romanetto - Jun. 2nd, 2016 08:03 am (UTC) - Expand
bulyukina_e
Jun. 2nd, 2016 08:06 am (UTC)
Любопытненько. Я примерно так и думала.
alissonya
Jun. 2nd, 2016 08:19 am (UTC)
Что все плохо?))
(no subject) - bulyukina_e - Jun. 2nd, 2016 08:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 2nd, 2016 08:29 am (UTC) - Expand
ltstripes
Jun. 2nd, 2016 08:11 am (UTC)
На эту тему ещё интересен эксперимент Стэнли Милгрэма
alissonya
Jun. 2nd, 2016 08:22 am (UTC)
Да, он там тоже описан. И еще несколько подобных.
kirill_morgasov
Jun. 2nd, 2016 09:15 am (UTC)
Если в детстве учить "моральке".
Если в детстве учить "моральке", возможно во взрослом возрасте человек подумает, что не как-то это не хорошо - взять и убить 1000 женщин с детьми. А не побежит всех расстреливать с криками ура.(с)

Весь смысл в том , что они мучили и убивали "не людей". Ну не считали они их за людей, даже животными "с натягом". Потому и , искренне , недоумевали, за что их судят.
alissonya
Jun. 2nd, 2016 09:32 am (UTC)
Re: Если в детстве учить "моральке".
Это дегуманизация. В книге разобрано, как люди до этого доходят.
smertnyy
Jun. 2nd, 2016 11:35 am (UTC)
автор скучно пишет, его книги для упорных.
alissonya
Jun. 2nd, 2016 08:59 pm (UTC)
Ну так это и не беллетристика. Книга о социальной психологии.
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 06:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 3rd, 2016 06:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 3rd, 2016 07:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 3rd, 2016 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 3rd, 2016 09:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - alissonya - Jun. 3rd, 2016 09:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - smertnyy - Jun. 3rd, 2016 09:37 am (UTC) - Expand
( 115 comments — Leave a comment )